Необходима ликвидация перекрестного субсидирования

Сегодня депутат Государственной Думы Петр Пимашков принял участие в расширенном заседании Комитета Государственной Думы по энергетике, на котором обсуждали практику применения социальной нормы потребления электроэнергии как способа ликвидации перекрестного субсидирования.

Перекрестное субсидирование – это ценовая дискриминация, при которой для одних потребителей цена устанавливается ниже предельных издержек за счет других потребителей, для которых цена устанавливается выше предельных издержек.

В условиях сдерживания стоимости электроэнергии не выше инфляции данный механизм искажает экономику отрасли, делает практически непрозрачной структуру формирования цены на тепло и электроэнергию, не дает развиваться конкуренции, дает неверные сигналы для развития распределенной генерации.

Ежегодные потери ВВП Российской Федерации от перекрестного субсидирования, по разным оценкам, составляют от 0,6% до 0,8% ВВП, при общем росте ВВП не более 2% (в 2,3% в 2018 г.).

Наиболее ярким примером такой тарифной политики последних лет является перекрестное субсидирование между населением и прочими категориями потребителей (крупная промышленность, малый и средний бизнес, бюджетные потребители и пр.).

Комитет Государственной Думы по энергетике неоднократно рекомендовал Правительству Российской Федерации учесть все виды и размеры перекрёстного субсидирования в отрасли с целью его ограничения и ликвидации.

Возможным альтернативным способом решения проблемы перекрестного субсидирования в энергетике является постепенное выравнивание цен на электричество для всех групп потребителей с одновременной выплатой адресного социального пособия наиболее нуждающимся домашним хозяйствам по аналогии с субсидиями оплаты услуг. Баланс выгод и издержек для бюджета в этом случае будет отрицательным. Хотя такая конструкция оздоровит экономические отношения в энергетике, сделает более прозрачными денежные потоки в этой отрасли. А самое главное она освободит бизнес от несвойственной ему функции социальной защиты населения, предоставив ее выполнение институту прямо ответственному за ее реализацию – государству.

Обязательным условием успешного внедрения социальной нормы потребления электроэнергии являются оснащенность соответствующими приборами учета (АСКУЭ) в рамках цифровизации сетей, с помощью которых можно осуществлять дистанционный съем данных, и автоматический биллинг.

Тарифы, отнесенные к социальным нормам потребления, должны оставаться низкими, а сверхнормативное потребление должно оплачиваться по повышенным тарифам с таким расчетом, чтобы среднеотпускной тариф для всех групп населения равнялся стоимости энергии для данной группы потребителей.

Как один из вариантов решения проблемы предлагается установление не социальных нормативов потребления электроэнергии, а установление цены электрической энергии вне зависимости от объема потребления и скидки (льготы) с учетом дохода и состава семьи (по аналогии с субсидированием оплаты услуг ЖКХ, но предоставляемой за счет внебюджетных средств).

Такая практика существует в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

«Разработан ряд мероприятий по сокращению размеров перекрестного субсидирования.Так для субъектов РФ, в которых субсидируется более 50% тарифа на передачу электроэнергии для населения, необходимо предусмотреть обязательное установление социальной нормы потребления электроэнергии.

В субъектах, где внедрены системы интеллектуального учета электроэнергии, необходимо предусмотреть первоочередное внедрение механизмов социальной нормы потребления электроэнергии и дифференцировать тариф исходя из анлиза уровней потребления электроэнергии.

Также необходимо проработать механизм адресной льготы на цену электроэнергии до 30% для отдельных категорий населения в зависимости от дохода и состава семьи» — рассказал парламентарий.